Игровые дела
Публикую здесь отчет о проведении игры по тому же периоду, что у нас на ХИ. Игрушка «Эрегионская война» была локальная на 2,5 дня.
Воспоминания как раз об игре Нуменора.
Я очень хочу, чтобы вы прочитали это и поняли, почему я так хотела, чтобы вы это прочитали.
Азрафэль
Благословен будь Остров Королей,
или воспоминания одинокой женщины
Когда-то давно, несколько лет назад, заинтересовала меня одна нестыковочка у Толкина: в хронологиях к ВК говориться, что войско на помощь Гиль-Галаду в Эрэгионской войне послал Государь Тар-Минастир, в то время как по «Роду Эльроса» получается, что в тот момент там правила Государыня Тар-Тэльпэриэн, тетушка Тар-Минастира. Простая ошибка в датах исключалась: тетушка умерла через 30 лет после конца Эрэгионской войны. Скорее всего, профессор не состыковал две хронологии, но подобное расхождение так и подмывало меня придумать какую-нибудь историю в объяснение этой путаницы. И я придумала, что в те годы правящей Королевой действительно была Тар-Тэльпэриэн, но флот послал Минастир – а впоследствии стали говорить, что Тар-Минастир, хотя тогда он никаким Тар- еще не был.
Когда друзья-тирионцы задумали сыграть Эрэгионскую войну, я сразу вцепилась в них мертвой хваткой, ибо мне очень хотелось, чтобы придуманная история осуществилась, очень хотелось во все это поиграть. Ибо я очень люблю Остров, но во времена до падения Тени (от Тар-Кирьятана до конца) играть там в общем-то не во что. Ну, была хорошая жизнь, песни, танцы, работа - а играть-то во что? Для игры нужно напряжение. А момент с посланием войска на помощь эльфам – как раз тот самый конфликт, который должен высветить копящее в нумэнорцах напряжение, короче, сделать интересную игру. Когда еще придется поиграть в Нумэнор! «Аталантэ» я уж сыта по горло, а в Нумэнор кроме этого почти никто всерьез не играет... Вот я и стала Тар-Тэльпэриэн, второй правящей Королевой Нумэнора.
Я страшно боялась, что ничего не получится: что команда, собранная из пяти городов (можно сказать, международная, ибо Шагги пребыла из Израиля), не склеится, что мы не сможем долго играть отдельно и люди под любым предлогом будут уходить играть в Средиземье, что мастерам нужна только наша армия, но не сам Остров... В общем, поддерживало меня только упрямство и чувство долга: коли уж назвался груздем, полезай в Нумэнор :) . О том, что получилось и что нет, я и пишу ниже.
Перед игрой я знала точно: я вложила туда уже столько душевных сил (про финансы вообще умалчиваю), что назад не поверну. Ни за что. Несмотря на дождь и черт знает что еще. Даже если на полигоне останемся мы вдвоем с Арантиром (это было изначальное имя Минастира. Играл Радомир), мы сыграем Остров и все с ним связанное. Почему-то я железно была уверена, что Арантир тоже будет до конца. Потому, когда мы с Анариэль в среду утром прибыли на полигон, вдвоем на машине ее брата и увидели серое небо, моросящий (местами переходящий в ливень) дождик, грязное поле, по которому машина не проедет, картина меня не удручила. Даже как-то добавила упрямства, «а вот пусть еще хуже, но игра будет!» В окрестностях полигона, кроме нас, стоял еще Кирдан с шестью человеками, они-то и помогли нам перенести кучу вещей на полигон, в относительно сухое место под елки. Огромное им и лично владыке Кирдану СПАСИБО! Потом вместе с владыкой мы пережили еще несколько сложных, но очень сближающих моментов, и моя благодарность фалатрим просто не вмещается в слова. Ребята, я не видела, как вы играли, но за пожизненную помощь – еще раз СПАСИБО! Сразу стало понятно, как эдайн относились к эльфам, которые перевезли их на своих кораблях в Элэнну...
Первыми прибыли бряничи-смоленичи и Дуглас. Потом сразу – ребята из Тулы. Еще на сборах я поняла, что ребята из Тулы составят костяк команды, и не ошиблась. Мы стали устраиваться на месте, и в среду, а потом в четверг я оценила кроманду и поняла, что, хоть и из разных мест, но у нас таки будет единый Остров. Возникла Команда с большой буквы – и отныне все мы делали вместе, и это было здорово. Я второй раз в жизни видела такую слаженную, синхронно работающую и играющую команду – и благодарна людям безмерно. Если бы не этот командный дух – не было бы ничего, может, была бы игрушка – но совсем не то, что было у нас, совсем не Остров.
И вот только мы отладили быт, только разметили площадь и распределили работы, только натаскали, напилили, нарубили бревен для крепости Виньялондэ (еще немного, и крепость была бы построена), только посадили садик и огородили его плетнем (я специально с дачи тащила целую клумбу бархатцев и прочего по мелочи), короче, только из мокрого полигона начали вставать контуры прекрасного Острова (преизобильного боровиками), как пришло известие о переселениии. Поначалу я просто пришла в амок, и минут десять в бессильной ярости носилась по полигону, разыскивая мастеров и выясняя, в чем же дело. Я думала о том, как же мы все это потащим, и как будем перебираться с таким количеством вещей, и что люди будут вымотаны и не смогут играть... Но благодать Острова, видать, уже действовала вовсю – к моменту встречи с Дирфионом я уже знала, что мы сейчас сложимся и поедем на другой полигон, и будем таскать вещи хоть в ночи – а там будь что будет. И опять я страшно благодарна команде: я не слышала ни одной жалобы, даже ни одного матерного слова (возможно, что и были, я в самом деле не слышала), ребята просто резво собрались и принялись таскать вещи. Опять.
Ну, с такси было все просто – плати деньги и езжай. Проверила, все ли уехали – было подозрение, что Виньялондэ еще не собралось. Уехали все, вещи все тоже. Слава Богу.
Кадр дубль два: серое небо, моросящий дождь. Смеркается. Мы с Кирданом шлепаем за мастерами, которые не могут поставить нас до тех пор, пока не определят всю географию полигона. Люди и эльфы – браться навек, вспоминаем про двух капитанов. Смееемся. А что еще делать? Кирдан вспоминает, как провалился где-то здесь в грязищу по бедро. Умница, но ведь я по этому самому месту еще иду! Смешно, я почему-то уверена, что не провалюсь. Проносит. Наконец, пройдя с мастерами до Эрэгиона, узнаем, куда ставится. Так, Виньялондэ – там, где крепость с прошлой игры, там был и Умбар на «Путях людей». Нумэнор – в бывшем Мордоре. Место знакомое. Иду к своим. Тащим вещи, сначала на поляну перед Линдоном. Ставлю Виньялондэ, причем не могу найти его с первого раза – смотрю под ноги, ибо грязь засасывает очень здорово. Смеркается, дождь. Мокрая трава. Мысль отстраненная, издалека: «что я здесь делаю?» Веду передовую часть команды на место, уже стемнело.
Если бы я не была капитаном команды, думаю, меня пришлось бы нести. А так, поддерживаемая дунэдайнским упрямством и благодатью, не иначе, иду, уже совершенно не разбирая дороги, не ища мест почище. Ноги давно мокрые, черт с ними. Понимаю, что если я остановлюсь, не смогу идти дальше, рухну в эту грязищу, качает меня очень ощутимо, потому иду, тупо, как танк, все вперед. Вот развилка, дальше, дальше – и понимаю, что в темноте не узнаю места. Поляна где-то здесь, но она заросла, и я ее не нахожу. В панике звоню Ринглину. Пока ждем Ринглина, подходит остальная часть команды, молча, люди только тяжело дышат. И вновь – ни слова жалобы, настоящие дунэдайн! Я знаю многих неплохих людей, которые в этой ситуации сломались бы, но на острове даже хрупкие девы носят тяжелые рюкзаки по несколько часов, и не просят, чтобы несли их самих. Для меня навсегда этот поход – часть игры, часть того, что связывает нас в людей Острова. На отдыхе нумэнорцы вопили «Айя!», для бодрости духа, я полагаю. Это я тоже запомню навсегда – ночь, мокрый лес, невидимые в темноте вымотанные люди, держащиеся за это «Айя!»
Радомир предложил не искать полянку, встать прямо сдесь. Мы присмотрели место на склоне, главное, там можно встать – а более нас не волновало. Пришел Ринглин – и тоже не нашел полянки! Значит, встанем здесь, Нумэнор будет здесь, а на поляне будет Мэнэльтарма, и точка. С этим спорить никто не стал, мастера тоже качались, они не возразили бы, если бы Нумэнор встал прямо посереди дороги. Мы буквально рухнули на прогалину, хором решив, что командные вещи и прочие тяжести дотащим завтра – на сегодня все взяли только пожизневку. Быстро встали, на ходу над чем-то смеясь, и вдруг стало видно небо, а на нем – кто бы мог подумать – элэ! Звезды! Мы радовались им так, как будто бы проснулись у Куйвиэнэн. Воды не было, хотелось пить, пили вино. Некоторые – спирт, запивая его вином. Нормально. Антон из Тулы, добрая душа, перед сном еще размял всех, чтобы назавтра ничего не болело. И это помогло! За что Антону мое личное СПАСИБО.
Вечером у нас с Радомиром не было никакой уверенности, что люди смогут играть. У меня была не то что уверенность, просто некое чувство, что игра будет. Наутро, когда я посмотрела в глаза людей, посмотрела, как они бодро носят остатки вещей, как варят еду – я поняла железно, что игра будет. Просто будет, и точка. С дождем, гопниками, светопресталением – Остров уцелел, он поднялся из вод морских и встал прямо и гордо, и никакой шторм его не сметет. Каждый человек – часть Острова, и теперь мы не сломаемся. Ни за что. Благородное упрямство было в каждом человеке, было в команде. Еще не начав играть, мы уже были Островом, и это чувствовалось.
Собрав по полигону приехавших вчера, но не дошедших до нас людей, я привела их в лагерь и мы начали строится. До слез жалко было брошенный вчера садик – но иного выхода не было. Выяснилось, кстати, что правильно мы не встали на мордорской полянке (не дошли вчера до нее буквально три метра!): там и места особо не было, да и воспоминания мешали бы. Встали на склоне.
Заранее извиняюсь за подробное описание Острова, но для меня это тоже – значительная часть игры, все эти родные места, потому тем, кому скучно, могут этот абзац пропустить. Нумэнор в нашем исполнении имел несколько линейную структуру. Около старых ворот находились условные гавани, то есть Ромэнна. Пожизненную часть мы отделили белой стеной нетканки, оставив небольшой проход. По левую руку, если смотреть от гаваней, была игровая часть – пиршественный зал с огромным столом, каминный зал – там горел костер под тентом, там мы готовили и сидели, когда шел дождь; из пиршественного зала шел ход в библиотеку. О бблиотеке скажу особо. Дуглас распечатал практически все, что могло быть в тогдашнем Нумэноре: Сильм до «Аккалабэт», Многие тексты из «Неоконченных», «Законы и обычаи эльдар», «Атрабэт»... И все эти тексты были не только напечатаны странным шрифтом, но еще и склеены в свитки! Огромная благодарность от меня Дугласу, который сделал все это и привез, и Анечке Сперанской, которая библиотеку устроила, сделала крышу ей и стояла над душой тех доблестных мужей, которые делали полки для свитков. Библиотека, я считаю, была одной из достопримечательностей Острова. После каминного зала был тронный зал. Там все было как положено: и трон (с приступочкой, так что ножки мои не болтались), покрытый синим бархатом (спасибо тебе, брат Исильмо, что укрепил бархат без помощи гвоздей!), и гербы по стенам, и даже белая дорожка от трона ко входу в зал.
Тут я сделаю отступление. Я очень волновалась за тех, кто должен был приехать и не приезжал. Боялась, что полкоманды потеряется. Потому по мере их прибытия я ужасно радовалась. Одним из последних, буквально перед самым началом игры, приехал Бронвег питерский, игравший моего брата Исильмо. Я уже, признаться, совсем было потеряла надежду его обрести – и вот он, здесь, живой! Обрадовалась я ужасно! Именно тогда я поняла, насколько мне нужен Исильмо, и как Королева любит своего брата, и многое другое... Никогда не забуду эту встречу в еще недостроенном пиршественном зале.
Описание Острова Нумэнор продолжается :) . Исильмо придумал, еще до игры, как можно сделать усыпальницы и гм, мумии Королей в них. Берется ткань, набивается всякими ветками и землей, и делаются обмотки: по ногам, как они сужаются, но поясе и голова относительно круглая. Именно Исильмо настоял, чтобы мы все же сделали усыпальницы, и моя огромная благодарность ему и Ане Чайке из Тулы, которая эту идею воплотила в жизнь. Конечно, мумий было не девять – мы не успевали, но две мумии тоже производили должное впечатление. Когда вечером я зажигала свечи в усыпальницах, я поняла, что место это – благое. Оно не было страшным, и там не было тления и грязи, не пахло мертвечиной, так сказать. Это были наши Короли, мертвые, но как-то участвующие в делах Острова. Это были Короли, ушедшие на покой. И место это было окружено покоем и благоговением. Там не было смешно, и не было страшно и стремно, как на многих игровых захоронениях. Было то самое, правильное ощущение, как в «Клятве Кириона и Эорла». И усыпальницы, без сомнения, были одной из самых лучших достопримечательностей Острова.
Еще до начала игры мир для меня разделился на «у нас» и «где-то там, вовне». У нас – это в Нумэноре, вовне – где угодно еще. Возникло ощущение дома, родной земли. В этом не было высокой патетики – была уверенность в Доме, я знала его каждый уголок, и мне было хорошо. Центр мира находился для меня на Острове – и находится до сих пор :) . Полагаю, что многие нумэнорцы испытывали то же, и это же показали дальнейшие события.
Играть решили начать как построимся, фактически – как стемнеет и рубить и копать станет затруднительно. Насколько я понимала, большинство лагерей собиралось сделать то же. Нам в Нумэноре вообще было без разницы, когда именно начинать – ведь мы не были завязаны ни на кого, кроме Виньялондэ. Ощущение маленького космоса – мы здесь и будем делать все, как удобно нам, а не дяде мастеру, и даже другим командам. В итоге начали часов в девять – как засмеркалось. Усыпальницы сияли – красиво.
Перед игрой я долго думала, как бы нам все это начать, как войти в роли. Ибо событий никаких не ожидалось, начинать все праздниками-пирами – неубедительно, наши игровые праздники начала игры все больше напоминают похороны, народ не знает, о чем говорить, что делать. И мы с Бретхиль породили идею: состязания. Я, Анариэль и Арантир расписали всевозможные состязания, подходящие для игровых условий. Это были состязания как на силу и ловкость, так и на сообразительность и интеллект. Из этого большого списка я выбрала два состязания: знания по древней и современной истории и географии (проще сказать, знание текстов Толкина до нашего времени), и состязание в произношении стихов или пение песен. Первыми состязались мужчины, я их разбивала на пары, потом вторым кругом шли выигравшие. Добровольцев не было :) . Тем не менее вопросы задавались весьма трудные, было интересно. Победил Исильмо. Потом состязались девы, они читали стихи, в основном почему-то про фэанорингов. Победили Мэриль (Катя из Питера) и Аранэль (Авахандэлэль). В качестве призов были морские раковины. Состязание имело успех, потом просто все стали вспоминать песни, особенно порадовал Исильмо, спев кусок из «Лэ», и Арантир, прочтя стих на квэнья. Лориндол (Гиль) и Айвэн (Анечка Сперанская), вносили немалое оживление своими супружескими разборками. Отдельное им спасибо, ибо благодаря им быт превращался в нечто игровое, и самые простые вопросы получали неожиданное освещение.
Заигрались мы хорошо, ибо, когда я ложилась спать, было уже 4 утра. Стража сменялась всю ночь, на всякий случай. Ибо Остров Островом, а вдруг какие-нибудь вести...
Подъем произошел по расписанию, в 8 утра. Опять я порадовалась командному духу: несмотря на дождь, все встали вовремя. Перед игрой я очень боялась, что мне придется изобретать предлоги, чтобы не отпускать людей в Средиземье. Но благодаря атмосфере (а не только грязище, ибо от нас к Виньялондэ прорубили сухую тропу) в Средиземье плавали только те, кому положено: Гилэлах (Шагги) и Арантир как посол. Решив показать, кто на острове Королева, я собрала семейный совет и сказала, что Наследника назначить пока затрудняюсь, но у меня есть пока два кандидата: Арантир как ближайший родич по мужской линии (кандидатура брата Исильмо просто не рассматривалась) и Лориндол, как ближайший старший родич, он был сыном старшей сестры предыдущего Короля, Тар-Суриона, отказавшейся в свое время от Скипетра.
Здесь будет еще одно объяснительное отступление. Тар-Тэльпэриэн, судя по тому, что о ней известно, была женщиной гордой и властной. Она считала, что ее брат не способен к управлению принципиально, а Арантира она напрочь не понимала – возится с эльфами, постоянно о них говорит, выдумал еще какую-то башню на Западе строить, смотреть на бессмертные земли... Вот, чтобы племянника подстегнуть, она долго не назначала его Наследником, сослалась на старшую ветвь – несколько притянуто за уши по нумэнорским меркам. Но свое дело подначки сделали: бедный Арантир загрузился и совсем было с Острова не уехал... Помню, Исильмо договорился до того, что скипетр нужно вручать только мужчинам, я его довольно ядовито оборвала. Тетушка недовольна племянником, разговаривает исключительно с его отцом, в крайнем случае – «лорд Арантир», ничего личного.
Дождь покапал и прошел, явился наш кузнец, обучающийся в Линдоне – лорд Гилэлах (Шагги). Принес письмо от Гил-Галада, писанное рукой Эльронда и эльрондскими выражениями. Спасибо, родичь, смысл письма угадывается не сразу :) Гил-Галад просит помощи, все плохо, явился Саурон, он собирает войска.
(Времени десять утра. Войско мы собирались посылать, по согласованию с мастерами, вечером или даже с утра в воскресенье. Блин, я ждала этого письма после обеда. Придется тянуть время дольше, чем задумано).
Собираю совет, на этот раз – в тронном зале. Все собравшиеся говорят о том, что помощь эльфам послать нужно. Предвестие будущей Тени: Королева идет против совета. Мне действительно, а не только «по сценарию» было жалко отпускать людей на верную смерть. Нас мало, войска мы не готовили, а там – бессмертный айну, пусть его Валар разбираются... Слова Арантира (или Исильмо, не помню): «Значит, вы отказываетесь от древнего союза Алдариона и Гил-Галада?» «Если вы это так называете, то да!» Гордо ухожу.
Вышло солнце, но настроения праздничного у меня нет, письмо Гил-Галада жжет руку и сердце. Отдаю приказ о подготовке эвакуации Виньялондэ, через посланца передаю Гил-Галаду, что войска мы не пошлем, но можем забрать тех, кто хочет покинуть Линдон, женщин и детей. Письменно писать это не решаюсь, все же жалко эльфов и стыдно за себя. Но я не могу иначе, моя миссия – хранить Остров, быть может, это вскоре будет единственной свободной землей к востоку от Бессмертных.
Все же праздник. Девушки плетут венки, все надевают праздничные одежды. Только Арантир мрачно уплыл в Средиземье, один. Он должен меня понять, он поймет когда-нибудь...
Гора. Я долго думала, чтобы сказать, чтобы не утомить народ и чтобы это прозвучало весомо. В конце концов я произнесла довольно простую молитву, но искренне, стараясь, чтобы ощущение того, что Единый слышит, но Он очень далеко, сохранилось. Надеюсь, это хоть в какой-то мере удалось. Христианские молитвы звучат иначе – там диалог, надежда на ответ, здесь лишь надежна, что тебя слышат... Односторонняя связь. У большинства – нет и того.
Пир праздничный, Гилэлах просил разрешение женится на фрейлине. Отказала бы, или устроила жениху серьезное испытание, ног все мысли – с Арантиром, и письмо Гил-Галада не дает покою. Так что молодым повезло... Праздник как всегда, в меру веселый, в меру забавный. Новогодние подарочки. Наконец возвращается Арантир, мрачный.
Собираю совет, чтобы его выслушать. Эльфам действительно нужна помощь. Эрэгион взят. Я не собираюсь менять своего решения – единственная помощь – эвакуация.
И тут Исильмо преподнес мне сюрприз. Это был действительно самый сильный момент для меня на всей игре (он был продуман заранее, как оказалось. Я тоже кое-что сглючила заранее, мне было интересно, как они меня будут уговаривать. Не то слово, как...). Он, гад, подносит мне топор (мой собственный, золоченый) и говорит: «Тогда, Ваше Величество, рубите и Белое Древо, как знак нашего вечного союза с эльдар!» На некоторое время я онемела. Просто не было слов. С одной стороны, он был прав, как никогда. С другой стороны, у меня не было уверенности, что Саурона можно победить нашими силами и что мы зазря положим людей.
Вот в таком смятенном состоянии духа я пошла на Гору, одна. Мне нужен был не то, что совет, скоре время и мудрость смириться с неизбежным. Там, на Горе, я поняла, что еще в Бэлэрианде наш народ связал свою судьбу с эльдар. Значит, мы будем вместе – даже погибать. Да, это будет правильно. Не сказать, что такое решение придало мне радости, было очень тяжело и тревожно, но я знала, точно знала, что поступаю правильно.
Вернувшись, я собрала людей, объявила своим Наследником Арантира Минастира (это имя уже стало прилагаться к нему), передала ему на время власть над Островом и скипетр – в знак этой власти. С условием, что по окончании военных событий скипетр ко мне вернется – я была Правящей Королевой Нумэнора и собиралась ей быть еще долго.
Я как бы отошла в сторону от основных событий, предоставив людям жить так, как им хочется. Отпустила кучу фрейлин в Средиземье – они шли туда по разным причинам, но это было не мимолетные желания, а серьезные веления сердца. Я это видела, и отпускала их. Мне не хотелось повторении истории с Арантиром, не хотелось множить непонимание и вражду к себе и к Острову. Особая история вышла с Эрласом (Ломиэль из Тулы). Он был моим гвардейцем, и не хотел уходить за море. И я не хотела его отпускать. Но я знала, что Арантиру нужны люди, а Эрлас был настоящим воином, суровым и немногословным. Он заботился обо всем, и на него всегда можно было положиться. И еще он знал много древних преданий – это выяснилось как раз на зимнем состязании. Эрласа я единственного отпустила не по зову сердца, а по зову долга.
Пришли еще какие-то вести из Средиземья, и вот Арантир собрал свое маленькое войско, я благословила их всех, венок ойоларэ на корабли – в путь! Нас осталось шесть человек, очень мало. Стало так одиноко и печально на Острове...
Ожидание – вот что было самым тягостным. Было у всех какое-то печальное чувство. Это не было предчувствие поражения, мы думали, что все же победим. Но мрачность оставалась. Даже не потому, что было мало воинов (реальных четыре человека, потом еще четверо присоединились в Виньялондэ, четверо не приехавших на игру – вы зря не приехали, нам очень вас не хватало), а как-то мрачно они собирались, мрачно уходили, они шли не на свою войну...
Тут еще одно отступление. О «дельфинах». Нумэнор стоял на тропе, которую добрые лориэнцы расчистили, чтобы не ходить далеко и по грязищи. В результате прямо по игровому лагерю время от времени пробегали: люди, ищущие по жизни Лориэн или Мандос; люди, по игре идущие по Средиземью из Лориэна или в Лориэн (как-то проплыл целый косяк дельфинов, у вожака было лицо Галадриэль :) ); люди-духи, идущие в мертвятник. За ними прочно закрепилось прозвание «дельфины», хотя стеб по этому поводу был разнообразный: и горные киты, и сухопутные акулы (о вооруженных), и говорящие твари из вод... Помню, мне рассказывали о говорящем связанном дельфине, который плескался у нас в гавани, потом сказал: «Я здесь случайно», и исчез, как и не было :) . Во время ожидания вестей от Арантира они порождали скорей несколько истерический смех, а в целом не слишком мешали. Только один раз «дельфины» привели меня в бешенство. Мы в субботу шли, как полагается, в полном молчании, на Гору, и вдруг впереди я слышу жизнерадостные голоса. Торможу народ, иду разбираться. Там две девы, которые идут в Мандос по жизни. Я их загнала в кусты с наказом выходить только тогда, когда мы пройдем обратно. С тех пор я их не видела :) . Огромное спасибо тем, кто ходил по кустам, а не по центу лагеря! Особенно Амроту (Ранэгилю).
И еще одно отступление. Во время долгого ожидания (которое затянулось до вечера), мы говорили то по игре, то по жизни. Лично у меня осталось чувство, что это не мешало, что настрой не терялся, мы всегда оставались в игре, даже если и говорили по жизни. Это очень, очень важно, на мой взгляд. И в любой момент мы готовы были прекратить неигровуху и войти в игру. В тот момент очень не хватало какого-либо эльфа, хоть с Тол-Эрэссэа, хоть из Средиземья, да хоть дикаря на бревне (хоть это и не по тексту). Мы бы вокруг него сгрудились и завели совершенно игровые речи... Но я понимаю, что игротехников не хватало, и все такое. Нумэнор у нас был, и он не терялся даже в таких суровых обстоятельствах. Не было жалоб и прочего крокодильствования, народ развлекал себя, как умел.
К вечеру стали приходить вести от войска. Были отбиты два штурма от Виньялондэ, много крови попортил нашим некий орочий яд, но все живы... Арантир прислал письмо с просьбой отправить в Седиземье еще кого-нибудь, если есть возможность. Я оглядела оставшихся на Острове женщин и стариков, не весело усмехнулась: «Кого же я оправлю, и так все там». Вернулась одна из моих фрейлин, Мэриль, которая надеялась отыскать брата, пропавшего на берегах лет 20 назад. Брата она не нашла и заявила, что никуда не пойдет больше, что Нумэнор – ее дом. Нда, подумала Королева, оказывается, для некоторых лучшее средство остаться на Острове – увидеть иные земли... Но я рада, что Мэриль поняла это сама.
Совсем в сумерках пришла большая часть войска, в белых хайратниках – по игре они оставались в Виньялондэ. Тут они нам уже не по игре рассказали подробности штурмов, про геройского человека из Бри, который уложил больдога и тролля. Сей герой удостоился от Арантира «раковины Барахира» и возжелал узреть Остров... С этим героем мы еще встретились :) .
Многие пошли спать, ибо завтра опять был трудный день, но некоторые сидели в каминном зале и травили байки с игр. Этот совершенно неигровой момент тоже нельзя назвать «выходом из игры», потому что готовность оставалась, и нумэнорское настроение тоже. И когда я услышала «Государыня, эльфы!», то, пока я вставала и надевала на голову венец (на все ушло секунд 10), то за это время настала полная тишина, духи, которым хотелось послушать, героически рассосались, и в каминном зале остались только те, кто должен был быть там по игре.
Это были (игротехники), эльфы, плывущие на Запад из Средиземья. Все было очень торжественно и очень печально. Они говорили о гибели Эрэгиона и о смерти Кэлэбримбора, о том, что уходят, оставляя эти землю людям, о каких-то вещах, что сотворили эльфы и об их опасности для людей. В общем, нагнетали обстановку. И очень удачно: после их ухода говорить о чем-то вне игры стало невозможным. Большинство ушло спать, на меня же накатила жажда деятельности.
Для начала я с парой фрейлин зажгла все фонарики, а то Нумэнор был каким-то темным. Стало так светло и красиво, белые стены так светились от огней, что захотелось пригласить кого-нибудь, чтобы полюбовался на эту красоту. И вот мы с начальником Гвардии, фрейлина, жена племянника и просто девушка с Острова отправились в Лориэн – так как туда вела сама чистая тропа :) . Пошли мы в общем-то по жизни, но если бы увидели, что в Лориэне серьезно играют, мы бы развернулись и ушли, изобразив блуждающий случайный огонек. В Лориэне нас восприняли как сон, там тоже была ситуация, когда народ общался в общем по жизни, но ощущение игры не терялось. Лориэн и впрямь был эльфийский – огни горели в кажущемся хаосе (мы бы их расставили симметрично), звучала музыка, шатер был великолепен. Амрот показывал эльфийскую магию: он так живописно рассказывал про тролля, что этого тролля можно было видеть.
Потанцевав под эльфийскую музыку с эльфийскими владыками и наговорившись с родичем Эльрондом, собрались домой. По пути прихватили дух мирдайн (Мири), который просил довести до Эрэгиона. Обратный путь домой не обошелся без приключений. Мы довольно бодро пошли по тропе и пришли в болото. Вернулись в Лориэн. Амрот нас обругал (он уже собирался ложиться спать), взял свой фонарь и повел нас домой. Завел в то же болото. Стали возвращаться, обнаружили развилку и дошли наконец домой.
О, благословенный Остров! Я была очень рада, увидав родные стены. У нас красиво, и уютно, эльфийская же красота все же чужая, а у нас все свое, домашнее. И мы все же показали Остров двум эльфам, так что экспедиция наша была более чем успешной :) .
Выполняя обещание, повела мирдайн в Эрэгион. Там было темно, одиноко и как-то заброшенно. Инструменты в беспорядке лежали на столе мастерской. От былых сокровищ не осталось и следа. Сон об Эрэгионе был очень печальным.
Уходя, увидела дух Кэлэбримбора, бредущего домой. Дух был очень уставшим, кажется, он меня не узнал.
Ремарка. Три часа ночи. Я, в венце и в украшениях, держа в одной руке свечной фонарь, а другой подбирая подол бархатного платья, стою по щиколотку в грязи. Мысль: что я здесь делаю? Домой, домой скорее! :)
Уличные фонари уже погасли, но горел костер в каминном зале, и свечение острова было видно издалека. Я устремилась к этому сияющему видению – и оказалась дома.
Одна из дев сушилась у камина, а мой верный Эрлас дремал, поджидая меня. На душе сразу сделалось тепло и спокойно, утомительное путешествие по странным местам было только сном, я дома, и меня ждут... Спасибо, Эрлас! Спасибо за все.
Утром наши доблестные войска на полчаса проспали, потому пришлось кормить их прямо на ходу, да еще давать в дорогу запасы. Но, как впоследствии выяснилось, наше войско единственное пришло вовремя к Мории, как и было назначено. Поджидая союзные войска, они сидели в Мории, так что неожиданный удар Минастира был в этой версии оттуда :) . Мы же готовились встретить воинов с честью, плели венки, мыли посуду и готовили пир. После ночных приключений у меня появилась твердая уверенность в нашей победе, не было больше того беспокоящего, давящего чувства, как накануне.
Вот почти и все. Были воины, и были павшие, к моей великой радости, вернулся живым Эрлас. Был брак между человеком из Бри и одной из фрейлин. Была благодарность на Горе, и скипетр был возвращен. С неба сеялась морось, и я понимала, что Нумэнор пережил свой пик и дальше будет только хуже. Остров изменился, мир изменился. Но я остаюсь с Островом до конца, это моя судьба – быть с Островом до последних дней. Потому что я родом из Нумэнора.
Про то, как мы переносили вещи к машине, говорить не буду, ибо тогда слово «антураж» произносилось с каким-то ругательным оттенком :) .
Игра окончена. У меня такое чувство, что мы не играли в Нумэнор, мы там жили. Возможно, именно этого добивались мастера. Если так, могу их поздравить: для меня лично и для большинства жителей Острова это удалось. Спасибо!
Отдельные, именные благодарности:
Исильмо за топор и за то, что не дал Арантиру порвать отношения с Королевой, за то, что всегда был буфером между нами;
Арантиру за «эльфийскость» и принципиальную позицию в вопросе помощи эльфам и за то, что решил играть до конца;
Алантору и его супруге Найре за отличное Виньялондэ;
Эрласу – за то, что любил Остров и Королеву больше берегов Средиземья и за неиссякаемый оптимизм, который поддерживал в трудные минуты;
Нинглор и другим фрейлинам за то, что заботились о вещах насущных вроде посуды и канов, также за заботу о Королеве;
Талиону за «кирьятанскую» жилку в Нумэноре;
Лориндолу и Айвэн за семейные разборки и бытовые сценки;
Валандуру за библиотеку;
Амроту за то, что не кинул потерявшихся во снах нумэнорцев и довел-таки нас домой;
Нумэнорскому эльфу Тинтару за помощь в игре и в жизни.
Огромная благодарность всем нумэнорцам за упрямство, за красивую командную игру, за тот дух, что мы вместе создали! Спасибо мастерам за чудесную игру-погружение в мир Арды!
В заключение хочу привести список всех нумэнорцев (к сожалению, не все игровые имена их мне известны).
Тар-Тэльпэриэн рода Эльроса, Королева Нумэнора (Азрафэль, Москва).
Исильмо рода Эльроса, брат Королевы (Бронвег, Питер).
Принц Арантир Минастир рода Эльроса, племянник Королевы, королевский Наследник, будущий Король Тар-Минастир (Радомир, Москва).
Леди Аранэль рода Эльроса, супруга принца Арантира (Аваханделель, Москва).
Лорд Лориндол рода Эльроса, кузен Королевы (Гильдор, Москва).
Леди Айвэн рода Эльроса, супруга лорда Лориндола (Аня, Москва).
Лорд Алантар, Капитан Виньялондэ (Дэн, Смоленск).
Леди Найра, супруга лорда Алантора (Солнце, Смоленск).
Лорд Эрлас, Начальник Гвардии Королевы (Ломиэль, Тула).
Леди Нинглор, фрейлина Королевы (Катя, Тула).
Леди Сулвэн, фрейлина Королевы и лекарь (Птаха, Тула).
Леди Эарвэн, фрейлина Королевы (Чайка, Тула).
Леди Мэриль, фрейлина Королевы (Катя, Питер).
Лорд Валандур, книжник и математик (Дуглас, Москва).
Лорд Гилэлах, ювелир (Шагги, Брянск-Израиль).
Лорд капитан из Виньялондэ (Тангайл, Брянск).
Лорд Миналхиль, начальник Школы Следопытов (Анду, Москва).
Кондийль, лекарь (Брэтхиль, Тула).
Лекарь из Виньялондэ (Корнелиус, Москва).
Капитан Талион (Антон, Тула).
Итилиэль (Оля, Тула).
Агхан, друадан, лесничий (Гимли, Подмосковье).
Ломинзил, следопыт (Гаррет, Москва).
Раэндур (Изиндубэт, Жуковск).
Девушка Женя и ее брат из Москвы.
Эльф Рандиль (Тинтар, Тула).