Начать с начала

Филология

Про языки Нуменора

Адунаик

Варианты написания: Adunaic, Adunaic

Другие названия: Нуменорский (Numenorean)

История

Эльфы рассказывают, что когда Люди проснулись в Хилдориене (Hildorien) при первом восходе солнца, они начали создавать свой язык, как это сделали сами Эльфы у Куивиэнен за тысячелетия до этого. Но, Люди никогда не могли творить как Перворожденные: в них проснулась страсть к словам, и они начали создавать их. Но их было мало, а мир был большим и незнакомым. Хотя они очень хотели понимать, учиться было трудно, и создание слов шло медленно. Если даже и существовал абсолютно уникальный язык Смертных Людей, он был уже сильно разбавлен, когда их первые представители появились в Белерианде. Великому эльфу Финроду Фелагунду не потребовалось много времени, чтобы понять язык Беора и его народа, ибо эти Люди долго общались с Темными Эльфами к востоку от гор и приняли многое из их речи. А поскольку все языки Квенди были одного происхождения, язык Беора и его народа походил на Эльфийский во многих словах и конструкциях. Кроме того, Люди имели контакты с Гномами и многое заимствовали из Кхуздула, языка, созданного Ауле для своих детей.

В Белерианде Люди активно изучали Синдарин, но их собственная речь не была забыта, и от нее произошел язык Нуменора. Первая эпоха завершилась Войной Гнева. Валар в конце концов обрушили свою катастрофическую мощь на Средиземье и победили Моргота, но Белерианд был сильно разрушен и опустился под воду. Люди получили щедрую награду за свои страдания в войнах с Морготом. Валар подняли из океана огромный остров, ближе к Валинору, чем к Средиземью. Эдайн пересекли море и нашли там свой новый дом. Ведомые Элросом, сыном Эарендила (Earendil), они основали королевство Нуменор (Numenor).

Как нам всем известно, названия географических объектов в Нуменоре даются в основном на Квенья. Однако Квенья не является разговорным языком. Все объекты имеют "официальные" названия на Высоком Эльфийском, которые используются в государственных документах, но в повседневной речи вместо них используются названия на Синдарине или Адунаике, обычно того же значения. Синдарин, язык Сумеречных Эльфов, знаком большинству людей, а знать даже использует его в качестве повседневной речи. Но родным языком, на котором говорит большинство людей, считается Адунаик (Adunaic) - язык, произошедший от языков Людей, которые сражались вместе с Эльфами против Моргота.

В Анадунэ (Anadune), как называется Нуменор на Адунаике, этот язык с момента своего возникновения уже испытал определенные изменения. Некоторые звуки исчезли, другие слились, поэтому некоторые согласные были потеряны. С другой стороны, появились новые гласные. Первоначально в Адунаике были только основные гласные a, i и u, но позже дифтонги ai и au упростились в долгие e и o. Помимо фонологических изменений происходил определенный приток заимствованных Эльфийских слов. Например, Квенийское lome (ночь) вошло в Адунаик как lomi. Интересно, что слово сохранило свой Валинорский смысл: lomi - это прекрасная ночь под звездами, и тьма здесь не воспринимается как нечто мрачное и печальное. Узнаваемы и другие Эльфийские имена, главным образом, имена Валар: Aman (Манве - Manwe), Avradi (Варда - Varda). Однако, некоторые слова, выглядящие как заимствования из Квенья, на самом деле таковыми не являются. Хотя слово "небо" выглядит как menel в Квенья и minal в Адунаике, последнее предки Эдайн должны были заимствовать из Аварина задолго до того, как Люди пришли в Белерианд. Оно похоже на Квенийское слово просто потому, что языки Высоких и Темных Эльфов в конечном счете являются потомками одного праязыка. В действительности, среди слов Адунаика довольно много очевидных Эльфийских заимствований, ранних и поздних:

· adun - запад, в Синдарине dun.

· ammi, amme - мать, в Квенья amme. Вероятно, позднее заимстование из Квенья.

· attu, atto - отец, в Квенья atar, уменьшительное atto.

· azra - море, очевидно, от основы AYAR, в Квенья ear.

· ba - запрет. В Протоэльфийском *BA (нет!), в Квенья va, в Телерине ba ("я не буду" или "не делай"), в Синдарине baw! ("Нет! Не делай!").

· beth - выражение, высказывание, слово. В Синдарине peth (ленитированное beth) - "слово". Поскольку beth происходит от основы BITH, оно, вероятно, было заимствовано предками Эдайн из какого-либо языка Авари, в котором Протоэльфийское *KWET (говорить) приняло такой вид. (Мы знаем, что был, по крайней мере, один язык Авари, в котором Протоэльфийское *kw превратилось в p, поэтому вполне правдоподобно, что мог существовать диалект, в котором это p стало звонким b.) Ср. также с более поздним Вестронским batta (говорящий).

· khor - повелитель, владыка, господин (как в Adunakhor - Повелитель Запада), от Эльфийской основы KHER - править, управлять, властвовать, в Квенья heru - владыка, господин.

· laI - народ, в Квенья lie, очевидно, lai в одном из диалектов Авари.

· lokhi - изогнутый, искривленный, искаженный, от Элдаринской основы lok- (изгиб, петля).

· naru - человек, от Эльфийской основы NERE.

Все языки Людей в этом мире - Эльфийские по происхождению. В случае с Адунаиком мы должны, однако, принимать во внимание не менее сильное влияние языка Гномов. Но, несмотря на все это, Адунаик считается Человеческим языком. Это язык простого народа, и он не почитался так же высоко, как Эльфийский.

Все короли и королевы Нуменора носили Квенийские имена. Известно, что Алдарион (Aldarion), шестой король, предпочитал Адунаик Элдарину, но это было необычно.

Общий обзор грамматики Адунаика

Общая структура

В Адунаике используется система триконсонантных основ, видимо, заимствованная из Кхуздула. (Некоторые основы состояли только из двух согласных.) Но, в отличие от Кхуздула, каждая основа связана с определенным гласным, который присутствует во всех образованных от нее словах. Таким образом, слово KARAB, произведенное от основы K-R-B с "характеристическим гласным" a, имеет значение, совершенно отличное от значения слова KIRIB, образованного от другой основы K-R-B, отличающейся от первой только иным "характеристическим гласным" - i.

Обычно "характеристический гласный" (CV - "characteristic vowel") располагается между первым и вторым согласными основы. Таким образом, от основы G-M-L с CV i, означающей "звезда" или "звёзды", образуются слова gimli, gimle, gimlu, gimlat, gimli, gimliya (SD:413), представляющие существительное "звезда" в различных падежах и числах. Но CV также может быть приставкой (IGMIL), суффиксом (GIMLI) или вообще отсутствовать в своей обычной позиции между первым и вторым согласными (-GMIL, с каким-либо другим гласным в приставке). Новые слова могут образовываться перемещением CV, например, gimli - это просто "звезда", igmil - "фигура в форме звезды" (SD:427). Но если бы CV исчез полностью, стало бы невозможно отличать слова с одинаковыми согласными в основе. Следовательно, мы имеем золотое правило: одним из гласных основы должен быть либо CV, либо один из обычных вариантов его перегласовки.

Существительное

В Адунаике имеются существительные мужского, женского и среднего рода. Однако в Адунаике есть еще так называемый "общий" род. В Адунаике нет произвольного распределения родов, так как классы существительных в Адунаике напрямую связаны с полом или, в случае со средним и общим родом, с его отсутствием. Существительные мужского рода (м.р.) связаны с существами мужского пола и их функциями (например, "отец"), аналогично существительные женского рода (ж.р.) связаны с существами женского пола, а существительные среднего рода (ср.р.) - с неодушевленными объектами, за исключением персонифицированных. Например, ure ("солнце" - ср.р.) превращается в Uri (ж.р.), если Солнце рассматривается как женское существо (это связано с эльфийским преданием о том, что Солнце - это последний плод Лаурелин, который носит по небу Майя Ариэн - женщина). К общему роду (о.р.) относятся существительные, которые невозможно охарактеризовать в отношении пола, как, например, слово ana ("человеческое существо"), а также названия животных вообще: karab - "лошадь" - о.р., karbu - "жеребец" - м.р., karbi - "кобыла" - ж.р.

Существительные мужского рода часто оканчиваются на -k, -r, -n, -d (Gimilkhad, Gimilzor), женского рода - на -th, -l, -s, -z (Inzilbeth, Zimraphel). Эти правила не абсолютны, особенно в отношении личных имен: Azrubel, перевод на Адунаик Квенийского Earendil ("Любящий море"), - явно не женское имя. Формы существительных среднего и общего рода менее определенны, но существует предпочтение гласных -a, -a в последнем слоге.

Более важным, чем деление по родам, является разделение существительных на сильные и слабые: сильные существительные образуют форму множественного числа и некоторые другие формы путем изменения последнего гласного основы, к слабым всегда добавляется окончание.

Существительные в Адунаике изменяются по трем числам: единственному (ед.ч.), двойственному (дв.ч.) и множественному (мн.ч.). Более того, в Адунаике есть три формы, которые можно назвать падежами: так называемая нормальная, субъектная (именительная) и объектная (косвенная) формы.

Как понятно из названия, нормальная форма - это основная, неизмененная форма существительного. Другими словами, существительное в нормальной форме ед.ч. морфологически не отмечено какими-либо аффиксами. Нормальная форма используется в тех случаях, когда грамматика Адунаика не требует применения субъектной или объектной форм (см. ниже). Обычно это предложения, в которых рассматриваемое существительное является дополнением или сказуемым. Возможно использование существительного в нормальной форме в качестве подлежащего, но в этом случае следующий за ним глагол должен иметь местоименный префикс.

Двойственное число нормальной формы образуется при помощи окончания -at, то есть, дв.ч. от huzun ("ухо") будет huznat ("два уха"). Гласный в слоге, предшествующем окончанию -at, может теряться, при этом образуется новое сочетание согласных, в данном случае - zn, но это зависит от того, к какому классу принадлежит существительное. Долгие гласные не теряются.

Множественное число нормальной формы образуется при помощи изменения гласного последнего слога на долгий i, то есть, мн.ч. от huzun - huzin ("уши"). В некоторых классах существительных i добавляется к слову в качестве нового последнего слога, например, мн.ч. от batan ("дорога") будет batani - но также и batina. Отметьте различие между двойственным и множественным числами: можно подумать, что двойственное обозначает два предмета, а множественное - три и более, но все совсем не так просто. Двойственное число используется в случае наличия "естественных пар", как, например, huznat - "два уха" (пара ушей одного человека).

Субъектная форма используется, когда существительное является подлежащим (отсюда и название).

Субъектная форма может образовываться различными способами в зависимости от принадлежности существительного к определенному классу. В сильных существительных ср.р. подвергаются определенным изменениям гласные основы, например, zadan из zadan ("дом"), khibel из khibil ("весна"), huzon из huzun ("ухо"). Слабые существительные ср.р. в субъектной форме имеют окончание -a, которое в сильных существительных является инфиксом.

Субъектная форма существительных м.р. и ж.р. образуется при помощи окончаний -un и -in соответственно.

Существительные о.р. в субъектной форме имеют окончание -(a)n.

Множественное число субъектной формы образуется при помощи окончаний -a у существительных ср.р. и -im в остальных случаях. Двойственное число субъектной формы образуется удлинением окончания -at нормальной формы до -at.

Объектная форма не является самостоятельной формой существительного и употребляется только в составных словах. Она образуется добавлением гласного u в качестве инфикса или суффикса, часто заменяющего гласный основы или вызывающего исчезновение гласного в предыдущем слоге: minul, azru, huznu, batanu - объектные формы от minal ("небо, небеса"), azra ("море"), huzun ("ухо") и batan ("дорога"), соответственно.

Существительные в объектной форме используются в качестве первого элемента в составных словах, когда второй элемент обозначает источник действия, направленного на первый элемент. Например, Квенийское Earendil ("Любящий море") переводится на Адунаик как Azrubel с azru - объектной формой от azra ("море"), так как море является объектом любви. Azrabel со словом "море" в нормальной форме означает что-то вроде "любящий из моря".

Иногда объектные отношения между первым и вторым элементами составного слова могут быть достаточно неясными. Например, Квенийское Meneltarma - "Опора Небес" - на Адунаике выглядит как Minultarik. Существительное minal ("небо, небеса") здесь стоит в объектной форме minul. Смысл в том, что tarik или опора поддерживает небо, то есть, небо является объектом действия опоры.

Объектная форма не имеет ни множественного, ни двойственного числа. поэтому в титуле Варды "Зажигающая звезды" не может использоваться объектная форма gimlu от gimli ("звезда"). "Зажигающая звезды" на Адунаике выглядит не как Gimlu-nitir, что могло бы означать "Зажигающая (конкретную) звезду", а как Gimilnitir с собирательным (то есть, с точки зрения грамматики стоящим в ед.ч.) gimil - "звезды" (см. SD:427-428). Известно, однако, несколько составных слов, в которых первый элемент, стоящий в объектной форме, имеет значение мн.ч. или, по крайней мере, является неисчислимым.

В Адунаике нет родительного падежа. Вместо него часто использовались составные слова. Обладание могло выражаться префиксом an-, часто сокращавшимся до 'n: "Bar 'nAnadune" - "Повелитель Запада", "Narika 'nBari 'nAdun" - "Орлы Повелителей Запада".

Прилагательное

В Адунаике нет форм прилагательных мужского, женского или среднего рода. Прилагательные согласовываются с определяемыми существительными в числе: слова dulgi ("черные") и lokhi ("искривленные") имеют окончание -i, характерное для множественного числа в Адунаике. Существительные, которые они определяют, также стоят во мн.ч.: "bawiba dulgi" - "ветры [были] черные", "katha batina lokhi" - "все пути искривленные".

Прилагательные обычно предшествуют существительным (в отличие от числительных, которые в предложении следуют за определяемыми существительными; все количественные числительные, кроме "один", на самом деле являются существительными).

Местоимение

В Адунаике местоимения в третьем лице различаются по родам.

Глагол

Существует три класса глаголов:

1) биконсонантные (kan - 'держать');

2) триконсонантные (kalab - 'пасть');

3) производные (azgara - 'вести войну', ugruda - 'затемнять, омрачать') – очевидно, образованные от существительных.

Есть четыре времени:

1) аорист, часто используемый как историческое настоящее или прошедшее в повествовании;

2) продолжительное настоящее;

3) продолжительное прошедшее;

4) прошедшее (часто используется как предпрошедшее вместе с аористом в значении прошедшего или как будущее совершенное вместе с аористом в значении будущего).

Будущее время, условное и желательное наклонения образуются при помощи вспомогательных слов. Страдательный залог передается безличными формами глагола с подлежащим в винительном падеже.

Прошедшее время:

· unakkha - "он пришел". Очевидно, производное от NAKH - "прийти, подойти".

· dubdam - "[Эрухини] падали".

· yurahtam - "[Повелители Запада] раскололи".

· hikallaba - "она-пала" (она = Нуменор).

· ukallaba - "[Властелин] пал". Bar ukallaba - "Властелин пал", barun (u)kallaba - "это был Властелин, который пал" (см. SD:429). Все это производные от KALAB - "падать" (SD:416, 439).

· ayadda - "[прямой путь] шел".

· usaphda - "он понял" (основа SAPHAD, SD:421).

Продолжительное прошедшее время:

· azaggara - "[Ар-Фаразон] воевал" (по-английски - "[Ar-Pharazon] was warring").

Продолжительное настоящее время:

· yanakhim - "[Орлы] приближаются" (SD:251), от глагольной основы NAKH - "прийти, подойти" (SD:416).

· yakalubim - "[горы] наклоняются". Очевидно, производное от KALAB - "падать". (SD:251)

Форма, напоминающая условное наклонение:

· du-phursa "[моря] чтобы хлынуть".

Повелительное наклонение:

· Ba kitabdahe! - "не трогай меня!" (SD:250) Ba - это отрицание "не делай, нет" (WJ:370-371).

Большинство глаголов имеют местоименные префиксы, которые переводятся местоимением только в тех случаях, когда в предложении отсутствует подлежащее:

· u- "он" в unakkha - "он-пришел", ukallaba - "[он] пал", usaphda - "он понял".

· hi- "она" в hikallaba - "она-пала" (ср. с ukallaba выше).

· yu- и ya- "они": yurahtam - "(они) раскололи" (они = Повелители Запада), yanakhim - *"(они) приближаются" (они = орлы), yakalubim - "(они) наклоняются" (они = горы).

· ki- "ты"? в Ba kitabdahe - "не [ты] трогай меня" (см. ниже).

· a- "оно"? в ayadda - "шел", подлежащее - неодушевленный объект (путь).

 

Описание языка Адунаик будет продолжено, тексты находится в разработке

Филолог королевского университета Алкариэль