Начать с начала

Военное дело

Тактика
(виды строя, команды)

1.Строевая часть

    1. Команды
    2. Для управления подразделениями используются команды, которые отдаются громким голосом, знаком, звуковыми и световыми сигналами (команда может быть любой например: СТРОЙСЯ, ТРЕВОГА, ОБЕД и.т.п.). Для лучшей координации в подразделениях можно ввести штандарты (например, по одному на команду) с номерами подразделений и разных цветов. Также желательно иметь человека, умеющего отдавать звуковые (не голосовые) команды (барабанщика, волынщика, трубача). Однако, в этом случае следует учитывать, что звуковые команды действуют, как правило, на все войско сразу. Для передачи приказов на большие расстояния можно использовать нарочных. После отдачи команды, человек, которому отдали команду, должен сначала ее выполнить (если конечно это не угрожает его жизни или не противоречит присяге, а также закону) а потом уже задавать вопросы по поводу правильности ее отдачи.

      Список команд публикуется отдельно и должен быть выдан каждому будущему бойцу подразделения для дальнейшего заучивания.

      Некоторые команды требуют отдельной тренировки подразделения (например: ЧЕРЕПАХА, КЛИН, ТРЕВОГА и.т.д.)

      В любом случае, боец должен иметь ПОЛНЫЙ список команд, которые могут быть ему отданы не менее чем за неделю до начала игры. Желательно также, чтобы капитаны могли проверить знание этих команд.

      Желательно также иметь отдельный список команд для гражданских лиц (например, что в случае этих команд должен делать гражданский: ТРЕВОГА, ПОЖАР)

      Сама команда должна быть краткой и содержательной. Чтобы даже забывший, что это команда значит, мог ориентироваться по ее смыслу.

       

       

    3. Строй, его виды (линия, фаланга, клин, черепаха, еж, колонна, рассыпной строй)
    4. Строй позволяет организовать войска для более эффективных действий. Особенно эффективен строй, состоящий из щитников. Для того, чтобы нормально находить свое место в строю и уверенно управлять войсками, каждому подразделению желательно иметь свой штандарт с его номером. Попробую описать несколько возможных видов строя:

      ЛИНИЯ – наиболее слабый вид строя. Бойцы выстраиваются в одну линию. Расстояние между ними может колебаться от нескольких сантиметров до метров в зависимости от задач, которые они выполняют. Командир может находится позади строя в центре (для того чтобы лицезреть общую картину боя), однако, в этом случае он должен иметь по одному бойцу на каждом фланге, которые могли бы повторять его приказ и следить за их выполнением. Еще один из вариантов его местонахождения – в центре впереди строя (недостатки сами понимаете, в бою ничего не разглядишь) такая позиция особенно подходит для поисковых операций и прочесывания местности. Этим строем можно выполнять разный спектр задач, от боя небольшими подразделениями 10-30 чел до прочесывания местности и поиска затаившихся врагов. В бою преимущестом этого строя будет возможность совершить охват противника с флангов, что позволит окружить его. Для этой цели на фланги можно поставить легкую пехоту, имеющую возможность быстро зайти в тыл к противнику. В этом строю следует использовать чаще всего следующее правило построения: наименее опытные, но наиболее обдоспешенные бойцы в центр, наиболее опытные по флангам. Поведение в бою: центр - активная оборона, фланги – охват противника с заходом в тыл. Каждый солдат должен заранее знать свое место в этом строю и уметь четко находить и занимать его. Время построения подразделения из 10-15 чел не должно превышать 20 секунд. Если подразделений больше одного, то должен быть установлен порядок нахождения подразделений в строю и на каждое подразделение прибавлять к времени построения по 5 секунд времени.

      Возможные команды для этого строя:

      В ЛИНИЮ СТРОЙСЯ (при этом приказывающий указывает направление построения линии рукой) – воины хватают оружие, доспехи, аммуницию и бегут на свое место в строю, а там уже одеваются, заправляются и обдоспешиваются, помогая друг другу.

      ВПЕРЕД ШАГОМ – воины движутся вперед шагом, при этом воины, находящиеся на флангах, должны постоянно осматривать фланги с целью обнаружения противника. За тылом тоже должно вестись наблюдение, для этого можно выделить одного воина, или командир сам будет за присматривать за тылом. Во время движения всеми силами стараться сохранить построение.

      ВПЕРЕД БЕГОМ – воины движутся вперед бегом не разрывая линии, темп бега должен быть установлен заранее, и все должны быть с ним знакомы.

      СТОЙ – движение воинов останавливается, воины присаживаются на одно колено, прикрываются щитом и, наблюдая за местностью, ждут дальнейших команд. Каждый находится на своей позиции.

      ПОВОРОТ НАПРАВО – как правило, выполняется из команды СТОЙ, однако, при значительной подготовленности может выполняться и на ходу. При этом солдат занимающий центр поднимает руку с мечом, все кто находится правее него отходят назад, причем чем большее отдаление от центра, тем быстрее это происходит. Те, кто находятся левее центра, выдвигаются вперед, соответственно, те, кто находятся дальше от центра, движуться быстрее. Поворот продолжается до тех пор пока не прозвучит другая команда (СТОЙ, ВПЕРЕД, НАЗАД и т.п.)

      ПОВОРОТ НАЛЕВО – выполняется аналогично команде ПОВОРОТ НАПРАВО, за тем исключением что все, кто находятся правее центра, на этот раз выдвигаются вперед, а те, кто левее, назад. Поворот продолжается до тех пор, пока не прозвучит другая команда (СТОЙ, ВПЕРЕД, НАЗАД и т.п.)

      НАЗАД – после отдачи этой команды строй начинает медленно пятиться назад, при этом сохраняя свое построение.

      КРУГОМ – каждый воин в строю делает разворот на 180 градусов.

      РАЗОМКНИСЬ – после отдачи этой команды воин, являющийся центром поднимает руку с мечом и остается на месте, те, кто находятся по разные стороны, размыкаются вправо и влево приставными шагами. При этом ближайшие к центру солдаты делают 1 шаг, стоящие за ними 2 шага, следующие 3, ну и т.д. команда может быть подана с указанием числа шагов например: РАЗОМКНИСЬ НА 3 ШАГА. В этом случае ближайшие от центра делают 3 шага стоящии за ними 6 шагов, следующие 9 и т.д.

      СОМКНИСЬ – команда выполняется аналогично команде РАЗОМКНИСЬ, с той лишь разницей, что движение идет не от центра а к центру. Эта команда также может быть подана с указанием количества шагов.

      ВНИМАНИЕ – команду может подать любой боец строя, при этом боец подавший команду поднимает руку. Он должен ее подавать если обнаружит что – либо, место возможного сокрытия предмета поиска, следы возможного неприятеля. Сразу после подачи этой команды движение строя останавливается, все солдаты принимают положение как при команде СТОЙ, и командир бежит к бойцу, поднявшему руку в целях выяснения обстановки.

      ПРОТИВНИК СПРАВА (СЛЕВА, СПЕРЕДИ, СЗАДИ) – подается любым бойцом, при этом, боец, подавший эту команду, рукой указывает направление на местоположение противника. После отдачи команды весь строй выполняет команду НАЗАД вплоть до следования другой команды.

      ФАЛАНГА – строй, который, в основном, является хорошим как оборонительным, так и основным строем для боя, им можно также продавливать противника. Очень не рекомендуется использовать при пересеченной местности или при наличии у противника большого количества артиллерии. Как правило, фаланга представляет из себя сомкнутый строй, состоящий из нескольких рядов. Каждый боец в шеренге фаланги может находится на расстоянии не более 0,5 метра от соседа, как правило, в первый ряд ставятся щитники, имеющие своей целью активную оборону против противника, следующий ряд могут в равной степени занимать как копейщики, так и стрелки, целью которых как раз и является вывод противника из строя. Как правило, слабым местом фаланги являются непрекрытые фланги и тыл. Так как строй состоит из нескольких рядов достаточно плотно стоящих воинов, им достаточно сложно маневрировать, поэтому следует учитывать, что фаланга не сможет быстро отреагировать на внезапное появление противника в незащищенной области. Фалангой достаточно сложно командовать, что требует практики не только у командиров, но и у бойцов. Фаланга будет выполнять маневры значительно медленне некоторых других строев. Командир может располагаться в следующих местах: Немного позади на одном из флангов фаланги, в этом случае на другом должен находится достаточно опытный помощник. На достаточном расстоянии позади (например рядом с резервом). В центре фаланги, 1-2 ряд. В этом случае, рядом с командиром должны находится опытные бойцы, занимающиеся исключительно прикрытием командира. Поведение: 1 ряд - активная оборона, этот ряд не столько атакует, сколько прикрывает копейщиков, если много неопытных щитников, то пусть полностью уходят в оборону, оставляя копейщикам возможность разделаться с врагом. 2 ряд – атака, притом, скорее всего, не будет необходимости заботиться об обороне, т.к. о ней заботится 1 ряд. Сюда, как раз, желательно поставить наиболее искусно работающих с копьями бойцов. 3, 4 ряды могут уже варьироваться. Например в 3-м ряду могут находиться лучники, стреляющие по противнику по мере приближения, или копейщики, которые, по мере необходимости, тоже вступят в бой. Их даже может вообще не быть. Подразделению, состоящему из 10 чел, трудно будет построить фалангу. Поэтому, как правило, фаланга состоит из нескольких подразделений. У фаланги 1 командир, который ей командует, а остальные командиры могут либо, находясь в строю, дублировать команды, либо являются помощниками. Фалангу имеет смысл строить, когда противник находится на виду или известно предполагаемое место выхода противника. Построение довольно длительно, но не должно занимать более минуты. Построение фаланги может быть таким же, как и при построении в линию, но, в любом случае, каждый боец должен знать свое место.

      Вот список предполагаемых команд для фаланги:

      В ФАЛАНГУ СТРОЙСЯ - при этом приказывающий указывает направление построения фаланги рукой – воины хватают оружие, доспехи, аммуницию и бегут на свое место в строю, а там уже одеваются, заправляются и обдоспешиваются, помогая друг другу.
      При этом, 1 ряд становится рядом с приказавшим, вдоль линии указанной рукой, одновременно строится 2 ряд, находящийся позади первого. За ним 3, 4 и т.д.

      ВПЕРЕД ШАГОМ – воины движутся вперед шагом, 1 ряд прикрывается щитами, 2 ряд держит копья острием вверх и не опускает их вполть до коменды ОПУСТИТЬ КОПЬЯ. Шаг должен быть старательно выверен, т.к. необходимо, чтобы фаланга двигалась равномерно. Во время движения всеми силами стараться сохранить построение. Бегом фаланга, как правило, не движется.

      СТОЙ – движение воинов останавливается, воины стоят, прикрываются щитами и, наблюдая за местностью, ждут дальнейших команд. Каждый находится на своей позиции. Копья подняты вверх.

      ОПУСТИТЬ КОПЬЯ – команда, которая следует только во время движения или стояния. При этом, 2-й ряд опускает копья между щитами 1-го ряда, не прерывая движения.

      ПОДНЯТЬ КОПЬЯ – только после подачи этой команды разрешается отменить команду ОПУСТИТЬ КОПЬЯ и вернуть копья острем вверх.

      ПОВОРОТ НАЛЕВО – при получении этой команды левая сторона фаланги замедляет свое движение, поворачиваясь, чтобы не разрушить строй, а правая увеличивает скорость движения поворачиваясь по окружности. Поворот происходит до любой другой команды (СТОЙ, ВПЕРЕД МАРШ, НАЗАД и.т.п.)

      ПОВОРОТ НАПРАВО – выполняется аналогично команде ПОВОРОТ НАЛЕВО, с той лишь разницей, что на этот раз правая сторона уменьшает темп движения, а левая увеличивает.

      НАЗАД – после отдачи этой команды строй начинает медленно пятиться назад, при этом сохраняя свое построение.

      КРУГОМ – каждый воин в строю делает разворот на 180 градусов.

      ПРОПУСТИТЬ ЛУЧНИКОВ – первые ряды, состоящие из щитников и копейщиков встают на одно колено и пригибаются. Щитники ставят на землю щиты, а копейщики держат копья поднятыми вверх.

      ЛУЧНИКИ ЗАЛП – после этой команды все лучники находящиеся в задних рядах дают залп по приближающемуся противнику поверх голов щитников и копейщиков.

      ОТСТАВИТЬ СТРЕЛЬБУ – лучники немедленно прекращают стрелять (если кто-то прицелился, но не спустил тетиву, то ослабляет тетиву и не стреляет), а первые ряды из щитоносцев и копейщиков, спустя 2 секунды после отдачи команды (сосчитать до 2-х), поднимаются и становятся в исходное положение.

      КЛИН (СВИНЬЯ) – построение, созданное исключительно для атаки и разрыва строя противника. Требует от бойцов изрядной доли мужества, так как предназначен для прорыва строя противника. Как правило, этим строем бойцы строятся, если не вовремя боя, то незадолго до него. Т.к. таким построением войска показывается место прорыва фронта. Как не велик был бы клин, он должен быть построен очень быстро, думаю, не более 20-30 секунд. Передвижения клина осуществляются бегом или быстрым шагом. С той целью, чтобы противнику было сложнее остановить его. Маневры клином выполнять довольно проблематично, поэтому, как правило, клин строится непосредственно перед местом прорыва и сразу движется к нему безо всяких маневров.

      Выглядит клин как строй, имеющий много рядов с постепенным увеличением количества человек в рядах, например: 1 ряд – 2 человека, 2 ряд – 4 человека, 3 ряд – 6 человек ну и.т.д. пока клин по своей ширине не станет равен по ширине возможному прорыву в строю противника. Расположение солдат, как правило, следующее 1, 2 ряды состоят полностью из тяжелоодоспешенных воинов, которые также покрывают весь внешний периметр клина, защищая собой легкую пехоту и копейщиков. Во время атаки клин разбегается и, не останавливаясь на фехтование, продирается сквозь строй противника. Когда клину удается прорвать строй, то каждая его сторона начинает расширять проход, пропуская в тыл противнику легкую пехоту и копейщиков. Необходимо при атаке клином всегда оставлять небольшой резерв для поддержания атаки. Самые опытные бойцы должны быть расположены впереди. Их основной целью является не фехтование, а сохранение своей жизни как можно дольше, при этом, не прекращая наступления. Ведь если остановятся первые ряды, то весь клин завязнет. Расположение командира клина, как правило, всегда чуть позади первых рядов в центре.

      Список возможных команд для клина:

      В КЛИН СТРОЙСЯ! ПЕРВАЯ В ЦЕНТР, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ ФЛАНГИ (при этом приказывающий указывает направление построения клина рукой ) – указанное командиром (он называет номер подразделения первым) подразделение занимает первые 2-3 ряда клина, второе указанное подразделение занимает левый фаленг клина, ставя в ряд по 1-2 тяжеловооруженных воина, так, чтобы весь фланг клина был прикрыт и обеспечено прикрытие легкой пехоты. Последнее из названных подразделений размещается на правом фланге. Если возможно то они должны взять в правые руки щиты, или хотя бы подвесить их так, чтобы они прикрывали воинов. Внутри клина и следом за ним строится легкая пехота. Расстояние между бойцами не более 20 сантиметров.

      ВПЕРЕД ШАГОМ – при этой команде клин двигается вперед ускоренным шагом. При этом необходимо, чтобы никто не отставал и не рассыпался. Темп шагов увеличивается постепенно.

      В АТАКУ!!! – при отдаче этой команды все воины одновременно срываются в бег, и движутся на соприкосновение с противником не ломая строя. После соприкосновения движение продолжается на максимально возможной скорости.

      ДАВИ – эта команда отдается в том случае, когда клин начинает вязнуть в строю противника. Выполняя команду, все задние ряды налегают на передних, проталкивая их сквозь строй противника (даже если их убили).

      РАСКРЫТЬ КЛИН – команда, отдаваемая командиром после того, как строй противника прорван. В этом случае фланги клина отделяются, фиксируя прорыв, центр выходит вперед и, перегруппировываясь, наносит удар по наименее защищенным солдатам противника (копейщики, например). Легкая пехота, находящаяся внутри клина, проникает в тыл к противнику и атакует его.

      НАЗАД – команда, отдаваемая командиром в том случае, если клин сильно увяз, или нет возможности пройти дальше (мешает стена, завалы, глубокое построение противника и т.п.). Или не удалось зафиксировать прорыв. Той части войск, оказавшейся в этот момент в тылу противника, рекомендуется нанести как можно больший урон противнику, а не пытаться прорваться обратно. Вполне вероятно, что их действия создадут предпосылки для нового прорыва. После подачи команды назад клин начинает медленно пятиться к своим позициям (раскрытые фланги смыкаются).

      ЧЕРЕПАХА – довольно специфический строй, успешно используемый при штурмах крепостей, прорыве строя противника, приближении под сильным обстрелом лучников. В общем, это довольно неплохо защищенный строй, как правило, состоящий из тяжелой пехоты, имеющей достаточно большие щиты (например, скутумы), но не позволяющий быстро совершать маневры (я бы сказал, что возможность маневрирования этим строем вообще нулевая). Основным недостатком этого строя является практически полное отсутствие возможности отслеживать действия противника людям, находящимся внутри черепахи. Также в черепахе скученность солдат очень высокая, поэтому строй эффективно расстреливается артиллерией. Основная цель черепахи, как и клина, совершить прорыв. Однако если клин делает брешь и всеми силами старается ее увеличить, то черепаха, проникнув сквозь строй противника или приблизившись к нему (в зависимости от ситуации), рассыпается, вывалив на противника тяжелобронированную пехоту. Поэтому бойцы, идущие черепахой, должны быть опытными (хотя бы, чтобы выжить). Командир черепахи должен находится вне ее, но у него должен быть помощник, который принимает на себя командование ей после того как черепаха рассыпется. И этот помощник должен находится внутри черепахи, желательно, в центре. Черепаха должна строится очень быстро, не более 10-15 секунд, как правило, она состоит не более чем из 1-2 подразделений. При атаке черепаху желательно прикрывать.

      Возможные команды для черепахи:

      В ЧЕРЕПАХУ СТРОЙСЯ– (при этом черепаха строится за спиной отдавшего команду направлением ему в спину) команда звучит во время боя, и скорее всего, может быть предназначена резервному подразделению, или подразделению, еще не вступившему в бой. Черепаха строится следующим образом: 1 ряд из 2–х человек садится глубоко в стойку и ставит щиты под углом перед собой, 2-й ряд состоящий из 3-х человек делает следующим образом крайние ряда защищают впереди стоящих щитами, ставя их под углом, а тот, кто в центре, кладет свой щит на щиты боковых, закрывая таким образом предыдущий ряд сверху, и прижимает его. 3-й ряд защищает 2-й и т.д. Необходимо, чтобы правый фланг взял щиты в правую руку.

      НА ПРОЛОМ! – черепаха медленно движется в сторону врага, постепенно ускоряясь, начинает продавливать строй врага или входить во врата крепости. Следует очень сильно держать построение и держать щиты. Эту команду необходимо тщательно тренировать.

      РАССЫПАТЬСЯ – при подаче этой команды (вполне возможно, что это может быть резкий звук трубы или рога) черепаха рассыпается и пехота, находящаяся в ней нападает на ближайшего противника, стараясь дать пройти через пробитый проход другим войскам.

      НАЗАД – команда, отдаваемая командиром в том случае, если прорыв провалился (мешает стена, завалы, глубокое построение противника и т.п.). После подачи команды черепаха медленно пятится. Та часть черепахи, которая находится на своей стороне, рассыпается и выстраивается для дальнейших распоряжений.

      ЕЖ – этот строй используется довольно редко, однако и его необходимо знать, т.к. иногда возникают ситуации, когда он может спасти положение. Еж предназначен для круговой обороны против превосходящего противника, если нет возможности отступить (например, король ранен или охрана тяжелого предмета). Построение может иметь несколько окружностей обороны. Командир находится в центре. Подразумевается, что тяжелая пехота будет находится на внешнем периметре, а за ними прячутся копейщики. Однако так бывает очень редко и поэтому на тех участках, где стоят пикейщики, за ними надо тоже ставить пикейщиков, а лучников лучше перебросить к щитникам. Хотя еж – это, как правило, стихийный строй. После его построения можно некоторое время отбиваться от неслаженных атак противника. За это время необходимо попытаться покинуть удерживаемую позицию и разработать план по отрыву от противника. Время построения зависит от количества людей и близости расположения бойцов от отдавшего команду. Действия солдат – активная оборона, при приказе переходить в прорыв.

      В ЕЖА СТРОЙСЯ– отдавать эту команду должен командир, являющийся главным среди подразделений. Обычно команды отдается в том случае, когда основная часть войск рассеяна, а пути к отступлению перекрыты. После отдачи команды солдаты все подразделений, находящихся рядом строятся и держат оборону от противника до следующего приказа.

      ПРОРЫВ!!! – команда нужна, когда происходит одновременная атака внешней линией ежа со всех сторон, для попытки сделать брешь в положении противника. В этую брешь бросаются все остальные войска с командиром. Потом отходят атакующие войска.

      РАСШИРИТЬ ЕЖА – при отдаче этой команды каждый боец делает шаг вперед, таким образом увеличивая периметр защиты, образующиеся бреши заполняются из внутренних линий. Можно подать команду с указанием числа шагов на которые необходимо расширить ежа (например: РАСШИРИТЬ ЕЖ НА 3 ШАГА).

      УПЛОТНИТЬ ЕЖА – аналогичная команде РАСШИРИТЬ ЕЖА, только каждый воин делает шаг назад, таким образом уплотняя строй. Лишние солдаты отходят на внутренние линии обороны. Хорошо уплотненный еж может быть перестроен в клин. Как и в предыдущей команде она может подаваться с количеством шагов необходимых на уплотнение.

      КОЛОННА – колонна это стандартный строй при дальних перемещениях войск (походная колонна), однако может использоваться и при атаке (штурмовая колонна). При построении колонна может выглядеть по разному, она может состоять из 1, 2, 3 и более рядов в зависимости от ширины дороги и необходимости. Длина колонны не регламентируется. Походная колонна используется для перемещения войск на большие дистанции. При таком построении есть возможность идти по тропам, узким дорогам. Упрощается контроль за воинами и командование ими. Также колонна занимает меньше места по сравнению с некоторыми другими строями, что позволяет на малом участке местности сосредоточить большое количество войск, при этом не ухудшается возможность маневрирования войсками. Из колонны также очень легко строить другие строи. Также этот строй может использоваться в бою (штурмовая колонна). Штурмовая колонна достаточно быстро передвигается по полю боя, неприхотлива к огню стрелков, ей хорошо маневрировать а также прекрасно используется для ввода войск в бреши, образовавшиеся в строю противника. Штурмовая колонна имеет высокую пробивную способность, однако малую боевую силу. Очень рекомендуется при штурме крепостей в ворота. При построении колонной надо опасаться фронтовых ударов с охватами по флангам. Поэтому следует быть готовым к такому повороту событий. Построение в колонне происходит по росту – самые рослые стоят в первых рядах, самые низкие в последних. Преимущество в том, что, если колонна движется прямо на противника, тот не имеет возможности узнать ее численность. Положение командира: в зависимости от ситуации он может находится перед колонной, или левее (правее) центра колонны. Если командир находится недалеко от центра, то он имеет возможность полностью видеть положение дел у бойцов, так рекомендуется идти при марше, когда нужно присматривать за отстающими и правильностью строя. Когда командир находится впереди то колонне легче перестраиваться. Командир также может идти в первых рядах колонны. Построение в колонну не должно длится более 20 секунд. В штурмовой колонне командир должен находится чуть впереди центра (в самой колонне), т.к., как правило, авангард несет тяжелые потери.

      В КОЛОННУ ПО ДВА (ПО ОДНОМУ, ПО ТРИ И.Т.П) СТРОЙСЯ – команда отдается командиром подразделения. Бойцы выстраиваются в указанную колонну прямо за ним, при этом воины хватают доспехи, аммуницию, снаряжение и уже в строю одеваются и обдоспешиваются, помогая друг другу, голова колонны смотрит в спину командира.

      ВПЕРЕД ШАГОМ – команда отдается командиром, колонна движется вперед обыкновенным шагом, сохраняя дистанцию и строй.

      ВПЕРЕД БЕГОМ – команда отдается командиром из положения ВПЕРЕД ШАГОМ, при выполнении которой колонна из шага переходит на бег. При этом необходимо держать одинаковый ритм бега, чтобы не разрушить строй.

      НАЛЕВО – команда отдается командиром. Выполняется по разному: Если в момент отдачи команды колонна находилась в положении ВПЕРЕД ШАГОМ, или ВПЕРЕД БЕГОМ, то она (колонна) поворачивает налево, ориентируясь по ситуации (допустим, на перепутье идет по левой дороге, или просто поворачивает на 90 градусов), не прекращая движения. Если в момент отдачи команды колонна стоит, тогда КАЖДЫЙ боец делает поворот на 90 градусов в левую сторону. В результате чего получается шереножный строй.

      НАПРАВО – команда аналогичная команде НАЛЕВО, за тем исключением, что все повороты делаются направо.

      СТОЙ – команды отдается командиром, когда колонна движется, после отдачи колонна останавливается и автоматически выравнивается.

      ВПЕРЕД МАРШЕМ – команды отдается командиром. Он должен двигаться впереди колонны. При марше все бойцы колонны идут в ногу, при этом вытягивая носок. Команда предназначенная для парадов и является показушной командой.

      ВНИМАНИЕ – команда может быть отдана любым бойцом колонны. После отдачи этой команды колонна принимает положение как при команде СТОЙ, а командир идет к отдавшему команду за выяснением обстоятельств.

      ПРОТИВНИК СПРАВА (СЛЕВА, СПЕРЕДИ, СЗАДИ) – команду может отдать любой боец колонны при этом указывая рукой направление противника. После отдачи этой команды колонна принимает положение СТОЙ и ожидает дальнейших приказов.

      КРУГОМ – команду отдает командир, выполняется в зависимости от положения колонны. Если колонна находится в движении, то ее голова разворачивает строй на 180 градусов, не прекращая движения через левую сторону (или правую, если слева не развернуться). В ситуации, когда колонна стоит, после отдачи этой команды КАЖДЫЙ боец поворачивается на 180 градусов через левое плечо.

      РАССЫПНОЙ СТРОЙ – строй, который частенько создается сам по себе. Имеет как свои преимущества, так и недостатки. Командир может располагаться в любом месте в зависимости от ситуации. Построение этого строя не более 10 секунд. Сам по себе этот строй имеет достаточно слабые боевые качества при столкновении с любым другим строем противника, т.к. получается, что против строя одновременно сражаться будут только несколько бойцов. Однако у него есть явные преимущества, например, если этим строем будут стоять лучники (строем за одиночными лучниками не больно побегаешь) или этот строй может поглотить такие строи, как клин или колонну, расчитанные на узконаправленный удар. Как и еж, рассыпной строй может возникать стихийно. Не рекомендуется долго им сражаться за исключением специально продуманных ситуаций.

      Вероятные команды для это строя:

      РАССЫПАТЬСЯ – построение (смешно) в данный вид строя происходит следующим образом. Солдаты отбегают друг от друга на расстояние нескольких метров и поворачиваются лицом к противнику.

      ШАГОМ – команда отдлается командиром и рукой указывается направление движения.

      БЕГОМ – команда аналогичная команде ШАГОМ только выполняется бегом

    5. Движение и маневр строями, перестроение
    6. Движение и маневр строями, а также перестроение – существенная деталь, котороя может обеспечить войску успех в выполнении поставленной задачи. Поэтому эту часть необходимо отрабатывать долго и упорно.

      Во время движения необходимо учитывать характер местности, представлять тот участок пути, который надо пройти. Желательно также иметь карту местности.

      По пересеченной местности не следует двигаться сплоченными строями, такими как клин, фаланга, потому что он, в любом случае, разломает свое построение. Можно двигаться рассыпным строем, линией, колонной. Этими строями гораздо легче маневрировать и они спокойней переносят изломы местности. А также способны совершать быстрые перемещения на достаточно большие расстояния. При движении всегда следует думать о тыле фаланги (об этом далее). Маневры могут осуществляться несколькими подразделениями, для этого необходимо кратко и содержательно отдать распоряжение на перестроение или маневр, например: ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 1 ДВИГАЙТЕСЬ ПРЯМО ПОЗАДИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 2 НА ДИСТАНЦИИ 3 МЕТРА. (соответственно, подразделение 1 движется за подразделением 2 на дистанции указанной в распоряжении)

      или ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 1 ВЫРОВНЯТЬСЯ ПО ПОДРАЗДЕЛЕНИЮ 2 НА 5 МЕТРОВ ЛЕВЕЕ (а тут подразделение 1 движется на том же уровне что и подразделение 2, но на 5 метров левее). Можно не описывать возможные распоряжения – это не имеет смысла они могут быть любыми. Главное чтобы они были краткими (насколько возможно), содержательными и главное понятными для командиров подразделений. Ведь именно они услышав такое распоряжение будут непосредственно отдавать приказы подразделению (НАПРАВО, НАЛЕВО и т.д.).

      Во время боя следует уметь быстро перестроиться например:

      Про расспыпной строй писать не буду, для тех кто не понял рекомендую перечитать 1.2. там все сказано.

      КОЛОННА (по 2)– КЛИН первая шеренга колонны остается на месте, третья разделяется (левый боец становится на левую сторону второй шеренги, а правый на правую) и присоединяется ко 2-й. Четвертая двигается поближе ко 2-й, и ей на фланги ставятся 5-я и 6-я шеренги. Ну и.т.д.

      КЛИН – КОЛОННА (по 2 ) первая шеренга остается на месте, остальные размыкаются вглубь. Далее центр второй шеренги (2 центральных человека ) остаются на месте фланги делают отход назад и смыкаются. Потом вторая и третья шеренги колонны равняются по первой. Следующая шеренга аналогичным способом строится в колонну продвигая свои фланги назад. Ну и далее.

      КОЛОННА (по 2)– ФАЛАНГА – Если фаланга строится из подразделений одного вида войск то колонне достаточно совершить поворот в нужную сторону. Если имеются 2 колонны из разных родов войск то фаланга строится следующим образом (Щитники и копейщики).Колонна щитников – первая шеренга фаланги. Первый ряд в глубину выдвигается на длину колонны и останавливаясь делает поворот в нужную сторону. Второй ряд в глубину делает поворот в нужную сторону и выравнивается с первым рядом. Колонна копейщиков – вторая шеренга фаланги. Колонна копейщиков делает аналогичные действия находясь за колонной щитников. После построения копейщики выравниваются по щитникам.

      ФАЛАНГА – КОЛОННА (по 2) – если будет нормально иметь колонну состоящую из 2-х подразделений, то достаточно будет сделать поворот в нужную сторону и колонна будет готова. В противном случае 1-я шеренга делает несколько шагов вперед, потом каждая шеренга делится пополам (лучше это отработать заранее) и, сделав один шаг вперед, поворачивается в нужную сторону. Движется на уровень первой половину. В то время как первая половина шеренг просто делает поворот в нужную сторону.

      ЕЖ – КОЛОННА (по 2) – еж сам по себе стихийный строй, поэтому определить точное количество и местонахождение бойцов в нем достаточно сложно. Однако предположим что общее количество людей в еже чуть более 2-х подразделений. Одно подразделение должно будет находиться в прикрытии, в то время как другое будет строиться внутри периметра. Безусловно, речь идет о штурмовой колонне.

      ЕЖ – КЛИН – клин строится внутри ежа путем постепенного смыкания ежа. Таким образом, уплотняясь из ежа, получится клин, который может идти в прорыв.

       

    7. Движение (поход), временная остановка, остановка, разбивка форпоста
    8. Основным способом перемещения армии на большие расстояния является движение пешим путем по суше, называемом поход. В процессе похода армия находится в неразвернутом состоянии и движется, как правило, колоннами по дорогам. Впереди армии на расстоянии не менее 20 метров и не более 30 выдвигаются пикеты по 3-5 человек. Цель которых идя впереди армии осматривать и предупреждать авангард армии о местах возможных засад, и пикетов противника. О любых вооруженных формированиях обнаруженных вблизи пути следования армии. Также в их обязанность входит убирать с дороги всех идущих навстречу с армией, и е медленнее ее. Пикеты должны выдвигаться не только впереди и позади следования армии, но и по флангам. Помните, что в марше армия уязвима для нападения более чем обычно. Поэтому следует принимать соответствующие меры предосторожности. Поговорим о порядке движения армии в походе. После пикетов первым движется авангард. Он представляет из себя подразделение тяжелобронированных щитников достаточно опытных. Далее вслед за ними движется подразделение легкой пехоты которое в случае необходимости могло бы поддержать авангад в бою, разобрать завал на дороге или преследовать отступающего противника. Следующим движется командование с телохранителями, важные персоны, а также лица ответственные за разбитие лагерей, форпостов и.т.п. Следующие одно подразделение тяжелой и одно легкой пехоты. Далее - осадные орудия и обоз. Потом основная боевая часть армии которую прикрывает арьегард. По флангам могут курсировать подразделения легкой пехоты.

      Временная остановка движения армии может произойти по разным причинам (пикеты обнаружили что – либо, генерал вышел отлить, у катапульты сломалось колесо и т.п.). Во время этих остановок подразделениям следует сохранять строи и боевые порядки и находится на месте. Куда либо отлучаться не рекомендуется, т.к. длительность временной остановки очень короткая и при нарушении строя или отлучках воинов при начале движения возникнет толчея. Если временная остановка длиться достаточно продолжительное время, и командующий армии видит, что дальнейшего движения в ближайшее время не предвидится, то командующий отдает приказ об остановке. Находится ближайшее место наиболее пригодное для остановки и армия движется туда.

      После прибытия на место остановки войска располагаются согласно заранее разработанному плану (например подразделения легкой пехоты располагаются по периметру, тяжелая пехота находится внутри лагеря, командование в центре и т.д.), также выставляются посты, и высылаются пикеты предупреждающие о возможном появлении противника. Во время остановки солдаты могут, не снимая доспехов и держа оружие неподалеку от себя, отдохнуть, заняться собственными делами, перекусить сухпайком. В случае неожиданной атаки противника легкая пехота принимает на себя первый удар, и откатывается к центру. За это время тяжелая пехота должна успеть построиться и встретить врага.

      Если необходима длительная остановка на несколько дней или она производится на недалеко от врага, то рекомендуется возвести укрепления чтобы в случае внезапного нападения вражеских войск можно было отбиться с наименьшими потерями. В дежурство на укреплениях необходимо назначить по одному подразделению на каждую сторону укреплений. Командиры подразделений сами составляют график смены часовых и выставляют их по своему усмотрению или в соответствии с руководящими документами.

      Если есть необходимость долгое время удерживать захваченный участок территории, ити контролировать участок дороги, и т.п. то войсками возводится форпост. Что из себя представляет форпост? Это деревянно – земляное укрепление созданное для выполнения какой-либо задачи. Например, форпост созданный для контроля за передвижением по дороге строится непосредственно на дороге, притом в таком ее месте, где было бы очень затруднительно обойти этот форпост стороной. Форпост должен будет иметь соответственно двое достаточно широких ворот, чтобы могла пройти колонна по 2, повозка, или катапульта. По сути дела, форпост представляет собой более облегченный вариант крепости. В форпост командующим назначается гарнизон, командиру гарнизона ставится ряд задач и объясняется цель построения форпоста на данном участке местности. К гарнизону назначается необходимое число посыльных, которые в случае приближения вражеских войск сообщают об этом в ближайший гарнизон.

    9. Действия при нападении на подразделение во время движения.

Часто при движении войск, обозов, конвоев, эскортов возникает возможность нападения на них вражеских войск как открытого, так и из засад.

(продолжение следует)

От автора:

Данный труд не является справочником по боевым действиям команд на ролевых играх, он также не является учебником для этих же команд. Это просто ряд моих мыслей выложенных на бумагу. Любой человек может использовать эти сведения по своему усмотрению (конечно не нарушая авторских прав).

Все изложенные команды являются примерными (т.е. возможными, вероятными и.пр.).

Анатолий Тартаковский, Казань